Примечание
от доблестного создателя сайта:
Этот материал я поместил
большей частью ради двух последних обзацев (попробуйте
и убедитесь сами), ну и фотографии тоже радуют глаз
:-))). Кроме того, автор статьи - Ринад Минвалеев
(обязательно щелкни сюда
:) пишет на редкость легко, живо и компетентно, освещяя
кГайне нужные медицинские и физиологические вопросы.
Как раз без эзотерического бреда, идейно-безграмотной
чуши и прочих ярко выраженных анальных фантасмогорий
:-).
Понятий, знаний об асанах йоги раньше, считай,
не было. Были ассоциации. Чаще всего при слове "йога"
мы представляли позу лотоса. А в детстве даже норовили
"выполнять" ее, сплетая ноги в узел и зависая странным
образом, в полной уверенности, что изображаем лотос.
НО,
ОКАЗЫВАЕТСЯ, поза лотоса (падмасана) вовсе не требует
"полетов над землей". Ее можно принимать в двух вариантах.
Вариант
1. Сесть прямо, ноги полусогнуты, колени в стороны.
Ступню левой ноги укладываем боком на коленный изгиб
правой ноги. После чего просовываем правую руку под
левую ногу, захватываем правую ногу, подтягиваем ее
к туловищу и кладем на коленный изгиб левой ноги. Колени
обеих ног должны касаться пола. Спина прямая. Руки -
на коленях.
Вариант
2. Посадка - та же, что и в первом варианте. Левую ступню
кладем на правое бедро, а правую ступню - на левое бедро.
Подошвой ноги поворачиваются кверху. Спина прямая. Руки
- на коленях.
Такое
упражнение увеличивает маневренность коленей, бедер
и лодыжек, выправляет сколиозы, помогает при лечении
ревматизма, улучшает работу сердца, легких, печени,
желудка и кишечника - поскольку данное взаиморасположение
всех органов обеспечивает их оптимальное функционирование.
Тем,
кому сразу не дается эта поза, рекомендуется ардха-падмасана
(поза полулотоса). Она делается следующим образом. Приподняв
немного левое бедро, подсовываем под него ступню правой
ноги, а левую пятку кладем на правое бедро - так, чтобы
она касалась живота. Все остальные части тела располагаются
так же, как и при падмасане.
Тем,
для кого и эта поза непосильна, следует поначалу выполнять
сукхасану (удобную позу). В ней ноги просто скрещиваются
"по-восточному". Спина прямая. Такое "лотосовское" положение
ног и туловища используется и как основа для выполнения
многих других йоговских упражнений, особенно дыхательных.
Вот,
например, бхастрика (дыхательные упражнения "кузнечный
мех"). Исходное положение - падмасана (или ардха-падмасана,
или сукхасана). Смотрите прямо перед собой и делайте
выдохи и вдохи через нос - сначала медленно, а затем
все резче и быстрее.
Другой
вариант бхастрики. Закройте левую ноздрю, накладывая
на левое крыло носа большой палец левой руки, и проводите
вдохи-выдохи, такие же как в первом варианте, но только
через правую ноздрю.
Тело
неподвижно. Закончив упражнение, перемените "правое"
и "левое" и повторите. Приноровившись, можно усложнять
лечебное дыхание - вдыхать попеременно то через правую
ноздрю, закрыв при этом левую большим пальцем левой
руки, то через левую ноздрю, перекрывая правую средним
пальцем.
Все
упражнения бхастрики призваны усовершенствовать работу
легких, кроме того, профилактируют плеврит, помогают
при лечении туберкулеза. В целом бхастрика оказывает
благоприятное воздействие на центральную нервную систему,
спинной мозг.
Другое
упражнение "на базе" позы лотоса - так называемая йога-мудра
(поза йоги). Положите руки за спину (на поясницу), ухватив
правой рукой запястье левой. Сделайте полный выдох через
нос, втяните живот, насколько это возможно, задержите
дыхание и медленно наклоняйте туловище вперед, стараясь
лбом коснуться пола. При этом ягодицы и нижняя часть
бедер должны оставаться на полу. Когда захочется вдохнуть,
вдыхайте и медленно вернитесь в исходное положение.
Йога-мудра выполняется на выдохе, а значит, повышает
содержание углекислоты в сосудах. Кроме того, она исцеляет
легкие, желудок, печень, селезенку, эффективна при хронических
запорах, диспепсии, улучшает перистальтику кишечника,
оказывает лечебное воздействие при язве желудка, венерических
заболеваниях и при проказе, повышает общий иммунитет
организма, усиливает артериальное кровообращение и очищает
кровь. И все это во многом благодаря исходному положению
(падмасане).
Иными
словами, поза лотоса - одна из главных в йоге.
А почему
она такая главная, чем обусловлено ее главенствующее
положение - ответа нет. Вернее, не было. Исследованиями
этой позы занялись ученые. Кандидат биологических наук
Ринад Султанович Минвалеев, обдумывая сущность позы
лотоса, увидел, что она сама по себе является традицией.
"Традицией прямого положения спины".
Когда
мы говорим "спина прямая", это не означает, что спина
- "прямолинейная и без зазубрин", словно гранитная мозаика
метро. Словосочетание "спина прямая" говорит о том,
что человек не горбится.
(Кстати,
"асана" в тексте Йога-сутр Патанджали, по общепринятому
мнению, есть не что иное, как прямое положение тела,
что отражается в этимологии известного русского слова....
"осанка".)
Закручивания
ног тоже, вне всякого сомнения, существенны. Помимо
благостного действия на связки и суставы, они важны
для медитации и прочих йоговских деяний, в которых требуется
концентрация. И тем не менее главным объектом интереса
в этой асане является спина. Это отражено в названии.
Лотос
- цветок, стебель которого имеет характерные "синусоидные"
извивы, напоминающие двойную букву "S". Цель позы лотоса
- заставить позвоночник обрести такую же конфигурацию
- извилистую. Поэтому-то данная асана сопровождается
неукоснительным прогибом в пояснице. А чтобы позвоночник
принял "полную синусоидальность", соседствующие отделы
- крестцовый (снизу) и грудинный (сверху) - должны выпячиваться
назад.
Такое
положение спины чрезвычайно выигрышно во многих отношениях.
Во-первых, эта поза идеальна с точки зрения элементарной
крепости, покуда обеспечивает самую большую прочность
всей "фермы" позвоночного столба. Во-вторых, рациональна
в смысле экономии энергетических затрат при удержании
мышцами вертикального положения тела. Но главное - воздействует
на психику, дает невероятное чувство уверенности в себе.
Тот, кто держит спину в позе лотоса, как бы автоматически
занимает более высокое социальное положение, даже если
оно не соответствует реальности.
Николай
ШВЕДЧЕНКО